А милн воспаление хитрости

И всхлипы!
Его уложили
В кровать,
И в рот заглянули,
И дали пилюли,
И не разрешили
Вставать.
И все ужаснулись:
Из хрипов
И всхлипов
Не вышли бы свинка
И корь!
От всхлипа и хрипа
Недолго до гриппа,
А это –
Опасная хворь! А.А. Милн
Кто не помнит, как в детстве «обостряются» мнимые болезни, особенно накануне контрольных по нелюбимым предметам? Один из популярных персонажей Марка Твена — небезызвестный Том Сойер даже сочинил себе гангрену, хотя с трудом представлял себе, что это такое. Но фантазии детей меркнут по сравнению с тем, что выдумывают некоторые взрослые со страстью к лечению.
Пациент или притворщик?
ЛЮДИ, которые по тем или иным соображениям приписывают себе всевозможные недомогания, существовали всегда. Со времен Гиппократа врачи сталкиваются с мнимыми больными. Если человек скитается по больницам, рассказывая там «сказки» о своих болезнях, жаждет лечения и даже операции, в которой по объективным показателям не нуждается, у него не что иное, как синдром Мюнхгаузена. Но этот человек вовсе не обыкновенный симулянт. Побуждения у него и у симулянта в корне различны: симулянт отлынивает от работы, изображая больного, он хочет получить лекарства, часто — наркотики, или страховку.
Пациент с синдромом Мюнхгаузена мечтает лишь об одном — о внимании. Более того, боли он испытывает самые настоящие, хотя и истерические.
Истерические боли очень трудно разграничить с физическими. В больницы такие пациенты поступают с жалобами на острые болевые ощущения, катастрофические кровотечения, потери сознания и т. п. Такое болевое расстройство, особенно если оно ощущается в области грудной клетки или брюшной полости, бывает настолько сильным и человек так реально страдает, что врачи, видя подобное состояние и испытывая трудности в объяснении его причины, идут на то, чтобы сделать операцию, причем это может происходить неоднократно. За рубежом описан один из таких случаев, когда пациентка столь искренне и правдоподобно описывала боли в животе, что многие врачи тут же склонялись к операции. 42 операции — столько она перенесла на своем веку. Увидев на животе пациентки сложный узор из множества шрамов, один врач сказал, что у него складывается впечатление, будто у нее была дуэль с самим Зорро.
Самое главное, что после вскрытия брюшной полости таких пациентов там не обнаруживается никакой патологии и признаков воспаления, непроходимости, язвы, спаек, которые могли бы послужить причиной этих болей. Все это свидетельствует о том, что такого рода заболевание является чисто психическим, а не органическим.
Пожалейте меня
КОММЕНТИРУЕТ врач-психиатр, доктор медицинских наук Юрий ПОЛИЩУК: «Тяга к медицинской помощи, медицинским обследованиям по поводу острых болей свойственна чаще женщинам, и такое стремление больше характерно для лиц с повышенной эмоциональностью, а женщины, как известно, отличаются эмоциональным отношением к жизни.
Когда эмоции преобладают над разумом, то высвобождается область чувствований, ощущений. Именно тогда возникает или исчезновение чувствительности, или ее значительное повышение. Избыточные эмоции приводят к тому, что расшатывается механизм ощущений и в результате возникают расстройства в форме интенсивных болей в коже, мышцах, костях. Страдания пациентов вполне реальны, но надо понимать, что это люди определенного склада. Для истерических личностей характерен психический инфантилизм (незрелость), что проявляется и в эмоциональных реакциях, и в суждениях, и в поступках.
Их чувства поверхностны, неустойчивы, эмоциональные реакции демонстративны, театральны, не соответствуют вызвавшей их причине. Истерические типы отличаются повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, поэтому постоянно играют какую-то роль, подражают поразившей их личности. Если такой пациент попадает в больницу, то он может копировать симптомы заболеваний других больных, находящихся вместе с ним в палате.
Люди с истерическим складом характера постоянно стремятся привлечь внимание к своей персоне, они испытывают жажду признания, страстно хотят казаться более значимыми, содержательными, красивыми, чем это есть на самом деле. Это выражается в их стремлении к преувеличениям, драматизации ситуации, в том числе в способе показать, как необычны и трагичны их страдания из-за болезни, мнимой или реальной, опасность которой сильно преувеличена. Появляются страсть к болезни и поиски способов лечения. Все это особый защитный механизм для истерических личностей, которые находятся в трудной для себя ситуации, причем она может быть семейной, производственной, социальной.
Для того чтобы как-то противостоять любому конфликту, такие люди предпочитают уйти в болезнь, спрятаться от проблемы, вместо того чтобы решать ее рациональными способами. Истерики манипулируют родственниками, сослуживцами и даже врачами. На самом деле никакого физического заболевания у таких пациентов нет, но они его придумывают, причем достаточно искусно и реалистично.
Поскольку признак «условной приятности» или «желательности» болезненного симптома — признак специфический для истерии, становится понятным, почему при этом неврозе симптомы его поражают своей «рациональностью»: у больного возникает именно тот симптом, который в данных условиях ему «выгоден» и «нужен». В ответ истерики получают сочувствие, внимание, выполняется целый ряд их требований, другие берут на себя их обязанности, а это вполне устраивает болеющего и решает проблемы. Мнимый больной обеспечивает себе выгодные условия жизни, его не трогают, не теребят, от него ничего не требуют и признают в качестве тяжелобольного. Этим людям свойственна лживость, отсюда и фантастические истории о своих заболеваниях и даже стремление сделать операцию и зачастую не одну».
Суррогат любви
КОНЕЧНО, если подобная операция была сделана и врач не обнаружил никаких органических причин для острых болей, то в следующий раз принимаются меры по снятию истерического приступа. Такие меры могут быть медикаментозными (вводятся транквилизаторы в повышенной дозе, и этим достигается расслабление, успокоение) или проводится интенсивная психотерапия, когда человека погружают в гипнотическое или полугипнотическое состояние и приказом снимают расстройства, но все дело в том, что истерические боли могут возникнуть повторно, если с этим пациентом не будет проведен длительный курс психотерапии.
Напряженность без разрядки, хроническое беспокойство, переутомление и в особенности угнетенное состояние способны вызвать болезненные ощущения даже у вполне здоровых, но впечатлительных людей. Так называемая функциональная боль подсказывает, что человеку давно пора изменить привычный образ жизни. Пока не изменится психотравмирующая обстановка в семье или на работе, больной истерией будет стремиться «сбежать» в болезнь и получить «дозу» соболезнования, хоть какое-то подобие выражения любви и заботы. Беспокойство и озабоченность врачей (включая хирургов) о его здоровье также подменяют нормальные человеческие отношения, а удовлетворение от сочувствия к его страданиям является своего рода эрзацем обычного добросердечия, на которое пациент может рассчитывать.
Елена ПИЛИКИНА
Источник
Источник2
Картинка
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Источник
Кто не помнит, как в детстве “обостряются” мнимые болезни, особенно накануне контрольных по нелюбимым предметам? Один из популярных персонажей Марка Твена – небезызвестный Том Сойер даже сочинил себе гангрену, хотя с трудом представлял себе, что это такое. Но фантазии детей меркнут по сравнению с тем, что выдумывают некоторые взрослые со страстью к лечению.
Пациент или притворщик?
ЛЮДИ, которые по тем или иным соображениям приписывают себе всевозможные недомогания, существовали всегда. Со времен Гиппократа врачи сталкиваются с мнимыми больными. Если человек скитается по больницам, рассказывая там “сказки” о своих болезнях, жаждет лечения и даже операции, в которой по объективным показателям не нуждается, у него не что иное, как синдром Мюнхгаузена. Но этот человек вовсе не обыкновенный симулянт. Побуждения у него и у симулянта в корне различны: симулянт отлынивает от работы, изображая больного, он хочет получить лекарства, часто – наркотики, или страховку. Пациент с синдромом Мюнхгаузена мечтает лишь об одном – о внимании. Более того, боли он испытывает самые настоящие, хотя и истерические.
Истерические боли очень трудно разграничить с физическими. В больницы такие пациенты поступают с жалобами на острые болевые ощущения, катастрофические кровотечения, потери сознания и т. п. Такое болевое расстройство, особенно если оно ощущается в области грудной клетки или брюшной полости, бывает настолько сильным и человек так реально страдает, что врачи, видя подобное состояние и испытывая трудности в объяснении его причины, идут на то, чтобы сделать операцию, причем это может происходить неоднократно. За рубежом описан один из таких случаев, когда пациентка столь искренне и правдоподобно описывала боли в животе, что многие врачи тут же склонялись к операции. 42 операции – столько она перенесла на своем веку. Увидев на животе пациентки сложный узор из множества шрамов, один врач сказал, что у него складывается впечатление, будто у нее была дуэль с самим Зорро.
Самое главное, что после вскрытия брюшной полости таких пациентов там не обнаруживается никакой патологии и признаков воспаления, непроходимости, язвы, спаек, которые могли бы послужить причиной этих болей. Все это свидетельствует о том, что такого рода заболевание является чисто психическим, а не органическим.
Пожалейте меня
КОММЕНТИРУЕТ врач-психиатр, доктор медицинских наук Юрий ПОЛИЩУК: “Тяга к медицинской помощи, медицинским обследованиям по поводу острых болей свойственна чаще женщинам, и такое стремление больше характерно для лиц с повышенной эмоциональностью, а женщины, как известно, отличаются эмоциональным отношением к жизни.
Когда эмоции преобладают над разумом, то высвобождается область чувствований, ощущений. Именно тогда возникает или исчезновение чувствительности, или ее значительное повышение. Избыточные эмоции приводят к тому, что расшатывается механизм ощущений и в результате возникают расстройства в форме интенсивных болей в коже, мышцах, костях. Страдания пациентов вполне реальны, но надо понимать, что это люди определенного склада. Для истерических личностей характерен психический инфантилизм (незрелость), что проявляется и в эмоциональных реакциях, и в суждениях, и в поступках.
Их чувства поверхностны, неустойчивы, эмоциональные реакции демонстративны, театральны, не соответствуют вызвавшей их причине. Истерические типы отличаются повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, поэтому постоянно играют какую-то роль, подражают поразившей их личности. Если такой пациент попадает в больницу, то он может копировать симптомы заболеваний других больных, находящихся вместе с ним в палате.
Люди с истерическим складом характера постоянно стремятся привлечь внимание к своей персоне, они испытывают жажду признания, страстно хотят казаться более значимыми, содержательными, красивыми, чем это есть на самом деле. Это выражается в их стремлении к преувеличениям, драматизации ситуации, в том числе в способе показать, как необычны и трагичны их страдания из-за болезни, мнимой или реальной, опасность которой сильно преувеличена. Появляются страсть к болезни и поиски способов лечения. Все это особый защитный механизм для истерических личностей, которые находятся в трудной для себя ситуации, причем она может быть семейной, производственной, социальной.
Для того чтобы как-то противостоять любому конфликту, такие люди предпочитают уйти в болезнь, спрятаться от проблемы, вместо того чтобы решать ее рациональными способами. Истерики манипулируют родственниками, сослуживцами и даже врачами. На самом деле никакого физического заболевания у таких пациентов нет, но они его придумывают, причем достаточно искусно и реалистично.
Поскольку признак “условной приятности” или “желательности” болезненного симптома – признак специфический для истерии, становится понятным, почему при этом неврозе симптомы его поражают своей “рациональностью”: у больного возникает именно тот симптом, который в данных условиях ему “выгоден” и “нужен”. В ответ истерики получают сочувствие, внимание, выполняется целый ряд их требований, другие берут на себя их обязанности, а это вполне устраивает болеющего и решает проблемы. Мнимый больной обеспечивает себе выгодные условия жизни, его не трогают, не теребят, от него ничего не требуют и признают в качестве тяжелобольного. Этим людям свойственна лживость, отсюда и фантастические истории о своих заболеваниях и даже стремление сделать операцию и зачастую не одну”.
Суррогат любви
КОНЕЧНО, если подобная операция была сделана и врач не обнаружил никаких органических причин для острых болей, то в следующий раз принимаются меры по снятию истерического приступа. Такие меры могут быть медикаментозными (вводятся транквилизаторы в повышенной дозе, и этим достигается расслабление, успокоение) или проводится интенсивная психотерапия, когда человека погружают в гипнотическое или полугипнотическое состояние и приказом снимают расстройства, но все дело в том, что истерические боли могут возникнуть повторно, если с этим пациентом не будет проведен длительный курс психотерапии.
Напряженность без разрядки, хроническое беспокойство, переутомление и в особенности угнетенное состояние способны вызвать болезненные ощущения даже у вполне здоровых, но впечатлительных людей. Так называемая функциональная боль подсказывает, что человеку давно пора изменить привычный образ жизни. Пока не изменится психотравмирующая обстановка в семье или на работе, больной истерией будет стремиться “сбежать” в болезнь и получить “дозу” соболезнования, хоть какое-то подобие выражения любви и заботы. Беспокойство и озабоченность врачей (включая хирургов) о его здоровье также подменяют нормальные человеческие отношения, а удовлетворение от сочувствия к его страданиям является своего рода эрзацем обычного добросердечия, на которое пациент может рассчитывать.
Смотрите также:
- В психике сбой – галлюцинации в бой! →
- Эпилепсия, или Немного другая жизнь →
- Шизофрения: диагноз или приговор? →
Источник
В 2011 году в издательстве «Розовый жираф» выйдет книга «КОРОЛЕВСКАЯ СЧИТАЛКА. Английская поэзия для детей». Народные песенки из-под крыла Матушки Гусыни, Р.Л. Стивенсон и А.А. Милн (по преимуществу — из семейного альбома Кристофера Робина&Винни-Пуха), стихи совсем не известных нам Элеоноры Фарджен и Джеймса Ривза переведены на русский поэтом Мариной Бородицкой. Художник книги — Михаил Федоров.
Многое публикуется в России впервые. Другие переводы входили в блаженной памяти детгизовскую книжку «В один прекрасный день…» (1986), сборник переводов Бородицкой и Григория Кружкова. Но ее размашистый советский тираж давно растворился в семейных библиотеках. С Винни-Пухом — ценителем Байрона, докторами Кристофер-Робина, с принцем по имени Сильвестр, семейством Недуглас из деревни Уныллоу, Одиннадцатью Одинокими Кошками и Тетушкой Фло, знающей средство от житейской скверны (пускать мыльные пузыри), росли дети предыдущего поколения.
С 1986-го у нас изменилось всё. Но не заряд детской радости и взрослой маэстрии, вложенный в английские стихи и в их виртуозный русский перевод.
Ждем книгу. Представляем ее читателям «Новой».
Отдел культуры
Роберт Льюис Стивенсон
Пиратская история
Мы вышли в море вешним днем,
нас трое на борту,
Втроем в одной корзине по лугу
мы плывем.
А ветер катит волны трав, крепчая
на лету,
И ходят грозные валы под нашим
кораблем.
Какие приключения сегодня выбрать
нам?
Какой довериться звезде? Какой везти
товар?
Держать ли курс на Африку, навстречу
злым штормам?
На бухту Провидения? На остров
Малабар?
Но что там за эскадра плывет
наперерез?
Эй, боцман, это стадо! Коровы на лугу!
Полундра! Удираем в порт! Их флагман
зол как бес!
Быстрей, калитку на запор – и мы на
берегу.
Алан Александр Милн
Воспаление хитрости
У Кристофер-Робина —
Хрипы
И всхлипы!
Его уложили
В кровать,
И в рот заглянули,
И дали пилюли,
И не разрешили
Вставать.
И все ужаснулись:
Из хрипов
И всхлипов
Не вышли бы свинка
И корь!
От всхлипа и хрипа
Недолго до гриппа,
А это —
Опасная хворь!
И Доктор по хрипам,
И Доктор по всхлипам,
И много других
Докторов,
И сам знаменитый
Профессор по гриппам
К нему
Прибежали
На зов —
И встав у постели,
Узнать захотели,
Как именно
Все началось,
И много ли на ночь
Он съел карамели,
И как ему ночью спалось.
И Доктор по хрипам
Сказал, что при хрипах
Больного
Нельзя охлаждать,
А Доктор по всхлипам —
Что надо при всхлипах
Больному
Во всем угождать…
Но ясно любому,
Что если больному
Всё-всё, что захочет,
Дадут —
Не будет ни хвори,
Ни свинки,
Ни кори,
И хрипы
И всхлипы
Пройдут.
А Кристофер-Робин,
Проснувшись здоровым
На следующий день
Поутру,
Сказал:
— Похворали!
Теперь не пора ли
Другую придумать
Игру?
Мы с Пухом
Приходят папины друзья, и всё им надо
знать —
И сколько будет пятьдесят, деленное
на пять,
И кто открыл Америку, когда и для чего,
Как звали лорда Байрона и бабушку его…
Мы с Пухом шепчемся в углу, мы с ним
найдем ответ:
Пух говорит: «Наверно, СТО!
А может быть, и нет».
И если это так и есть —
нам дарят шоколад,
А если Пух не угадал,
то я не виноват.
Два медвежонка
Жили-были два мишки в лесу за рекой,
Жили-были два мишки: Такой и Сякой.
Первый знал, сколько будет
Единожды Два,
А второй забывал застегнуть рукава.
Они жили на дереве летней порой:
И Такой, и Сякой, и один, и второй.
Первый мог Дважды Два без запинки
сказать,
А второй обожал только лапу лизать.
А холодной зимой — например,
в декабре —
И Такой, и Сякой ночевали в норе,
Но один перед сном Трижды Два
повторял,
А второй в темноте гребешок потерял.
Как-то к бабушке в гости
их кто-то привел:
Первый шаркнул ногой,
а второй сел за стол,
Первый стал рассуждать про
Четырежды Два,
А второй съел весь торт и спросил,
где халва.
…Но случилось однажды в лесу за рекой,
Что Такой стал Сякой, а Сякой стал —
Такой!
Тот забыл Трижды Два и припомнить
не мог,
А другой отыскал гребешок и платок.
Тот сказал, что ему Дважды Два не нужны!
А другой перед сном чистил щеткой
штаны.
Тот в Единожды Два перепутал ответ,
А другой был всегда аккуратно одет.
А какая МОРАЛЬ? Я и сам не пойму.
Может, Кристофер вам объяснит,
что к чему:
Он в последнее время ТАКОЙ молодец!
Дважды Пять, Дважды Шесть,
Дважды Семь, наконец,
Он сегодня с утра наизусть
повторял…
Ну, а я самописку опять потерял*.
* Так что это стихотворение пришлось записать карандашем.
Элеонора Фарджен
Свадьба
Он тачку-грохотачку
Пригнал к ее крыльцу
И с хохотом, и с грохотом
Помчал ее к венцу:
Вприпрыжку по дорожке,
В калитку напролом,
С размаху по ухабам,
Под горку кувырком!
Ах, как она боялась
На вираже крутом!
Ах, как она смеялась
В канаве под мостом!
И так они катились
До церкви за селом —
И с хохотом свалились
Перед святым отцом.
Джеймс Ривз
Тетушка Фло
Когда у старушки,
У тетушки Фло
Бывает порой
На душе тяжело,
Когда поясница
Болит у нее,
Цветы засыхают,
Не сохнет белье,
Когда на дворе
Моросит без конца,
Когда расшатались
Ступеньки крыльца,
И лопнул на полке
С мукою пакет,
И моль обглодала
Приличный жакет,
И клумбу попортил
Соседский петух,
И нету все лето
Спасенья от мух,
В духовке опять
Пригорает пирог
И письма от внуков
Приходят не в срок…
Когда заплатить
За квартиру пора,
Когда на чулке
Появилась дыра,
Когда просто так
Нападает
Хандра —
На кухню уныло
Уходит она,
И в мисочке мыло
Разводит она
И дует, собрав свой
Ослабленный дух,
И первый пузырь,
Невесомый как пух,
И радужный, будто
Цветное стекло,
Растет на соломинке
Тетушки Фло…
Летят и летят
Пузырьки к потолку,
С собою уносят
Хандру и тоску,
Парят и танцуют,
И вьются вокруг,
И тетушка вскочит,
Закружится вдруг,
И вспомнив,
Что дел еще
Невпроворот,
Вприпрыжку помчится
Полоть огород!
Оркестр
Принц по имени Сильвестр
При дворе завел оркестр:
Каждый вечер под оркестр
Танцевала молодежь.
«Ног не жалей ты!» — пели флейты,
«Шибко да гибко!» — пела скрипка.
Лучше скрипки, звонче скрипки
В целом графстве не найдешь!
Принц по имени Сильвестр
При дворе держал оркестр:
Каждый вечер были танцы
С девяти до десяти.
«Дорого-любо!» — звенели трубы,
«Ног не жалей ты!» — пели флейты,
«Шибко да гибко!» — пела скрипка.
Звонче скрипки, лучше скрипки
В целом свете не найти!
Принц по имени Сильвестр
Во дворце держал оркестр:
Каждый вечер в бальном зале
Пары портили паркет.
«Пива бы жбан!» — пыхтел барабан,
«Дорого-любо!» — звенели трубы,
«Ног не жалей ты!» — пели флейты,
«Шибко да гибко!» — пела скрипка.
Ах! Прекрасней этой скрипки
В мире не было и нет!
Принц по имени Сильвестр
При дворе завел оркестр:
Под оркестр, под оркестр
Танцевала молодежь.
«В пляс бы сейчас!» — вздыхал контрабас,
«Пива бы жбан!» — пыхтел барабан,
«Дорого-любо!» — звенели трубы,
«Ног не жалей ты!» — пели флейты,
«Шибко да гибко!» — пела скрипка.
И ей-богу, лучше скрипки
В целом мире не найдешь!
Источник