Сушрута самхита стадии воспаления

С приходом арийских (индо-иранских) племен началось составление “священных текстов” – вед. Сведения о врачевании ведийского периода сохранились в “Ригведе” (веда гимнов и мифологических сюжетов), “Атхарваведе” (веда заклинаний и заговоров) и “Яджурведе” (веда жертвенных заклинаний”).
В “Ригведе” говорится о трех недугах: проказе, чахотке и кровотечении, а также вскользь упоминается о врачевателе в следующих словах: “Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель – болезней, а жрец – жертвенных возлияний”.
В ведийский период медицина тесно переплеталась с религией и магией. В “Ригведе” важное место занимает Индра – бог грозы и податель дождя, а также божества, связанные с врачеванием и представлениями о жизни и смерти. Это близнецы Ашвины – боги-врачеватели, Рудра – владыка лекарственных трав и покровитель охотников, Сома – бог одноименного опьяняющего ритуального напитка. Высшие божества: Агни – бог огня и возрождающейся жизни, Сурья – бог Солнца.
Наряду с добрыми божествами были и злые духи и демоны, приносящие несчастья, болезни, разорение, лишавшие потомства. Например, в “Атхарваведе” болезни связываются со злыми духами или расцениваются как наказание богов, а излечение болезней объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний.
В “Атхарваведе” действие лекарственных растений объяснялось их целебной сила, противодействующей злым духам. Древние лекари так и назывались – бхишадж (“изгоняющий бесов”).
В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно разделилось на 4 основных сословия (варны):
1. брАхманы (знающие священные учения, т.е. жрецы),
2. кшАтрии (наделенные могуществом, т.е. военная знать и члены царских родов),
3. вайшьИ (свободные общинники, т.е. крестьяне, ремесленники и купцы),
4. шУдры (бесправные бедняки).
От рождения индиец принадлежал к определенной группе (варне): дети брАхмана были брАхманами, дети кшАтрия – кшАтриями и т.д. Такие замкнутые общественные группы называли кастами.Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст.
Кроме того, существовало пятое, самое низкое сословие – парии (нерикасаемые), используемые на самых неприятных и унизительных работах. Шудры и пАрии не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять веды. Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.
Кастовые различия освящались религией – индуизмом.
Индийцы верили, что человек состоит из тела и души. Смертно только тело, а душа умершего переходит в тело другого живого существа. Использовав эти древние верования, брАхманы создали свое религиозное учение. Они говорили, что тот, чья душа прежде находилась в теле грешного человека, вынужден тяжело работать на своего господина, голодать и вечно нуждаться. Значит бедняки и рабы не могут жаловаться на то, что им живется плохо. Эта социальная структура древней Индии считалась незыблемой и установленной божественной волей Брахмы – величайшего из древнеиндийских богов. И каждый, кто стремится изменить к лучшему свое положение или не подчиняется властям, нарушает волю богов.
4) Врачевание в классический период
В 6-м веке до н.э. древняя Индия вступила в период интенсивного духовного и интеллектуального развития. Именно в это время возник и получил широкое распространение буддизм, ставший первой мировой религией. Его основатель Сиддхарта Гаутама (ок.583 – 483 гг. до н.э.), сын правителя рода Шакьев из Капилавасти впоследствии был назван Будда (“пробужденный”).
Буддизм принимал все основное, что было в брахманизме, но, кроме того, учил, что жизнь – зло, а жить – значит страдать. Не надо ничего желать, к чему-либо стремиться, и тогда не будет никаких поступков, за которые в будущей жизни пришлось бы отвечать. Тогда и душа перестанет возрождаться от страдания на земле, спасется от зла, т.е. жизни и достигнет блаженного состояния – нирваны. Достижение нирваны – главная цель верующего. Успешнее всего можно добиться этого, став монахом.
К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая система медицинских знаний – аюрведа (учение о долгой жизни). Буддийские предания сохранили славу о чудесных целителях Дживаке, Чараке и Сушруте.
Основные направления древнеиндийской медицины классического периода отражены в 2-х выдающихся памятниках древней аюрведической письменности: “Чарака-самхита” (I-II века н.э.) и “Сушрута-самхита”(IV век н.э.).
“Чарака-самхита” посвящена лечению внутренних болезней и содержит 8 разделов:
1. лечение ран;
2. лечение болезней области головы;
3. лечение болезней всего организма;
4. лечение психических заболеваний;
5. лечение детских болезней;
6. противоядия;
7. эликсиры против старческого дряхления;
8. средства, повышающие половую активность.
“Чарака-самхита” содержит также сведения о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения.
“Сушрута-самхита” посвящена оперативному лечению, в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и более 650 лекарственных средств.
В классический период древнеиндийские врачеватели отошли от господствовавших в ведийский период сверхъестественных представлений о причинах болезни. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром. По мнению древних индийцев, окружающий мир состоял из 5 стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие 3-х субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана, желчь и слизь). Здоровье – это результат уравновешенного соотношения 3-х субстанций, болезнь – это нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека 5-и стихий.
Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов влегких и т.д.
Сушрута описал 3 стадии воспаления:
1. незначительные боли;
2. стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар и нарушение функции;
3. уменьшение припухлости и образование гноя.
Для лечения воспаления Сушрута предлагал местное лекарственное, а также хирургическое лечение.
Тактика лечения определялась прежде всего излечимостью или неизлечимостью заболевания (так же как и в других странах древнего мира). Лечение было направлено на уравновешивание нарушенного соотношения субстанций, что достигалось:
· во-первых, диетой;
· во-вторых, лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.д.);
· в-третьих, хирургическими методами лечения.
О многогранности навыков и знаний древнеиндийского врачевателя свидетельствуют известные слова Сушруты: “Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав – человек; знакомый со свойствами ножа и огня – демон; знающий силу молитв – пророк; знакомый со свойствами ртути – бог”.
Родовспоможение в древней Индии являлось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, кесарево сечение, применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца, а также поворот плода на ножку.
Хирургическое лечение в древней Индии было самым совершенным в древнем мире. Сушрута считал хирургию “драгоценным произведением неба (согласно легенде первыми хирургами были врачеватели неба – близнецы Ашвины). Еще не имея научных представлений об асептике и антисептике, индийские врачеватели добились тщательного соблюдения чистоты во время операции. Они производили лапаротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции, удаление катаракты.
Они “умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую влоть до 18 века”.
Способ ринопластики, подробно описанный в трактат Сушруты, вошел в историю под названием индийского метода.
В древних индийских текстах впервые описана операция удаления катаракты (помутневшего хрусталика). А хрусталик в древней Индии считался одной из важнейших частей организма, в которой сохраняется “вечный огонь”.
В древней Индии развивались гигиенические традиции. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте и опрятности тела, чистоте жилища. Гигиенические навыки древних индийцев закреплены в “Предписаниях Ману”:
“Никогда не следует есть пищу … больных, ни такую, на которой оказались волосы или насекомые, ни тронутую намеренно ногой … ни поклеванную птицей, ни тронутую собакой”.
“Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах”.
“Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы и почтить богов”.
“Имея остриженные волосы, ногти и бороду, смиренный, в белой одежде, чистый, пусть всегда занимается изучением вед и делам, полезными для него”.
Предупреждение болезней было одним из важнейших направлений индийского врачевания. Уже в глубокой древности делались попытки вакцинации против оспы, широко распространенной в Индии.
Так, в тексте легендарного врачевателя Дханвантари (ок. V в. н.э.) говорится: “возьми с помощью хирургического ножа оспенную материю либо с вымени коровы, либо с руки уже зараженного человека, между локтем и плечом сделай прокол на руке другого человека до крови, а когда гной войдет с кровью внутрь тела, обнаружится лихорадка”.
В древней Индии раньше, чем в Западной Европе появились богадельни при буддийских храмах и лечебницы – дхармашала.
Важную роль в развитии врачевания в древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей, поскольку оказывать лечебную помощь мирянам считалось высокой добродетелью.
Врачевание в древней Индии тесно связано с религиозно-философскими учениями, среди которых особое место занимает йога. Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упражнений – поз (асаны). Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеобразному образу жизни. Учение йоги состоит из 2-х уровней: хатха-йога (физическая йога) и раджа-йога (овладение духом).
Среди центров медицинского образования древней Индии особое место занимал г.Таксила. Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебного искусства.
Например, в “Сушрута-самхите” записано: “Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом”.
В “Чарака-самхите” приведена проповедь, которую учитель произносил перед своими учениками по окончании обучения. По основным положениям она схожа с “Клятвой” древнегреческих врачевателей, что свидетельствует о единых принципах врачебной этики в странах древнего мира.
“Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти… Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного, Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни… Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей… Ваша речь должна быть приятной… Вы должны быть рассудительны и всегда стремиться совершенствовать свои знания… Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить… никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы повредить больному или другому”.
Врачебная этика древней Индии требовала, чтобы врачеватель, “который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, в особенности же избегал болтовни…”
Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, а также друзей врача и брАхманов; и, наоборот, если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, врачевателю присуждалось все их имущество. За неправильное лечение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положения больного.
На протяжении всей истории индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных регионах земного шара.
Источник
Согласно древним легендам, боги смешали небо и землю и создали 14 «драгоценных вещей», одной из них был врач.
Основные направления искусства врачевания древних индусов отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита» — о внутренних болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» — о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат принадлежит Чараке — великому врачу Древней Индии. Большое внимание в этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс. Интересно отметить, что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов. Чарака дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе — чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий. В «Чарака самхита» описан 341 медикамент растительного происхождения, 177 препаратов животного происхождения и 64 минеральных препарата, рецептуры многочисленных лекарственных составов, а также подробные предписания по их применению, сбору, правильному сочетанию и приготовлению, подробно классифицированных по пятидесяти категориям, согласно теории пяти первоэлементов, и их терапевтическому действию.
Автором трактата «Сушрута-самхита» был другой великий индийский врач — Сушрута. Его имя традиция связывает с медицинской школой в Бенаресе. Медицинские сведения в его трактате составляли шесть разделов, первый из которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее важнейшей частью медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях, а также — о лечении глазных болезней. в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. Познания индийских врачевателей о строении тела человека были самыми полными в древнем мире. В трактате Сушруты описаны три стадии воспаления, признаками которого он считал: в первом периоде — незначительные боли; во втором — стреляющие боли, припухлость, чувство сдавления, местный жар, красноту и нарушение функции; в третьем — уменьшение ‘припухлости и образование гноя. Для лечения воспаления Сушрута предлагал местные лекарственные средства и хирургические методы. Задолго до К.Гарвея описал циркуляцию крови, задолго до И.Павлова — секрецию желудочных соков, за много веков до Э.Дженера — способ прививки против оспы. Кроме того, в «Сушрута самхита» описано семь слоев кожи, методы анестезии, методики аутопсии, позволяющие исследовать ткани без микроскопа. Множество положений трактата Сушруты лишь недавно было открыто и признано современной наукой. Можно только предполагать, сколько веков назад были созданы инструменты и разработаны методы, с помощью которых производились удаление катаракты, камнесечение и кесарево сечение, лапаротомия и пластические операции.
Родовспоможение в древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку,
В трактатах Чараки и Сушруты большое значение придается врачебной этике (от греч. «ethos» — обычай, характер).
Согласно древним легендам, боги смешали небо и землю и создали 14 «драгоценных вещей», одной из них был врач. Его положение в обществе было относительно высоким, но и требования к нему предъявлялись большие. Сушрута в своем трактате писал: «Врач, неискусный в операциях, приходит у постели больного в замешательство…
Врач, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним крылом». Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории и практики должен обладать нравственными достоинствами:бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности. В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».
В Древней Индии существовало понятие врачебной тайны: сведения, полученные от больного, не разглашались, если они могли произвести тяжелое впечатление на близких людей. Врач не должен был сообщать пациенту о тех своих наблюдениях, которые могли отрицательно повлиять на душевное состояние больного и таким образом помешать выздоровлению. Это соответствовало аюрведическим представлениям о необходимости душевного покоя для сохранения здоровья.
По материалам лекций
Белорусский государственный медицинский университет
Источник
«Сушрута-самхита» – второй по значимости канон «Брихат-трайи» после «Чарака-самхиты»[1]; посвящён в основном оперативному лечению и считается самым древним и единственным из дошедших до нас завершённых трудов по практической хирургии.
Эта книга посвящена в основном аюрведической хирургии. Автор труда – Сушрута (Suśruta). Вполне вероятно, что он жил более 3000 лет назад. Его имя упоминается, в частности, в «Махабхарате» («Mahābhārata»)[2] и в «Гаруда Пуране» («Gāruḍapurāṇa»)[3]. По другой версии он жил в IV в. до н.э. Позднее Нагарджуна (Nāgārjuna), известный индийский учёный, основатель одной из буддийских школ, живший во II–III вв. н.э., составил новое обобщенное изложение этого труда, которое и дошло до наших дней[4].
Сушрута (Suśruta) – великий учёный Древней Индии, врач, энциклопедист, принадлежал к одной из крупнейших медицинских школ в городе Бенаресе (Benares, на северо-востоке современной Индии) и был учеником Диводаса, врача царя этой местности[5].
Деятельность Сушруты приходится на период интенсивного развития системы аюрведы, когда была окончательно сформулирована концепция конституционального индивидуального подхода к больному, известная как учение «Тридоша» – о трех конституциональных группах характеристик организма: вата, питта и капха (vāta, pitta, kapha), основы которой были заложены ранее[6]. Высоко оценивая значение крови для хирурга, Сушрута пошёл еще дальше и определил кровь, как четвёртую дошу. Существует предположение о том, что доктрина «Тридоша» повлияла на развитие гуморальной теории в античном Средиземноморье (VI в. до н.э.).
Сушрута полагал, что значительная часть хирургических проблем может быть успешно разрешена при помощи кровопускания, однако при этом указывал двадцать вариантов неправильных кровопусканий и подчёркивал, что чрезмерная потеря крови неприемлема.
Вклад Сушруты в различные области медицины признан многими историками анатомии, хирургии, урологии, пластической хирургии, офтальмологии.
В его сочинениях сообщается о методах анатомирования трупа (методом мацерации), описаны 500 мышц, 300 костей, 107 сочленений, 700 кровеносных сосудов (полых) и другие органы тела. В одном из поэтических произведений утверждается: «Мадхава преуспел в диагностике, Вагбхата – в афоризмах, Сушрута – наилучший в анатомии, а Чарака достиг больших высот в лечении внутренних болезней»[7]. По убеждению Сушруты, из всех хирургических инструментов важнейшими являются руки, так как без них все прочие инструменты теряют смысл. Чтобы добиться искусной ловкости в руках, его ученики препарировали человеческие трупы, изучая строение тела, а также оттачивали мастерство в экстракции и рассечении, упражняясь на муляжах, дынях, мочевых пузырях животных, на коже, снятой с трупов, на трупах животных, на стеблях лотоса. Понимая, что анатомирование тел умерших – необходимая часть хирургической практики, Сушрута отстаивал подобные методы, несмотря на неотвратимость навлечь на себя позор, поскольку в те времена прикосновение к мертвому телу считалось худшей разновидностью осквернения.
Особую известность он приобрел как выдающийся хирург древности. В «Сушрута-самхите» описано свыше 120 хирургических инструментов (прямые и кривые иглы, зонды, шелковые и льняные нити и пр.), более 650 лекарственных средств, включая 57 препаратов животного и 64 препарата минерального происхождения, рассказывается о 1120 болезнях, 700 лекарственных растениях (в том числе обезболивающих – белене и гашише); описаны 14 форм перевязок и более 300 операций: приемы в случаях трудных родов, поворот плода на головку и на ножку, кранео- и эмбриотомии, ампутации, лапаротомии, камнесечения, пластические операции (в частности, индийский способ ринопластики, воспринятый британскими хирургами в XVII веке). В XIX в. подробное описание операции по восстановлению повреждённых ушей и носа из «Сушрута-самхиты» было переведено на немецкий язык. Операция по пересадке трансплантатов на ножке положила начало развитию пластической хирургии, и сегодня пластические хирурги всего мира считают Сушруту отцом своего искусства.
Больничные помещения и операционные комнаты он предписывал окуривать, сжигая растение апамарга (лат. Achyrantes aspera) и др., которые, как показали современные исследования, действительно очищают воздух от бактерий. Указывал, что проказа, лихорадка, чахотка и конъюнктивит, будучи заразными, «передаются при тесной близости» (секс, прикосновение, дыхание одним воздухом, еда из одной тарелки, общая постель, общая одежда, украшения, умащения и т.п.). Утверждал, что всякое острое осложнение должно лечиться в первую очередь.
Сушрута сообщает о 76 заболеваниях глаз, связанных с дисбалансом каждой доши в отдельности, выходом из равновесия всех трёх дош (конституциональных характеристик – sarva-jā), внешними причинами (bāhya) и болезнями крови (rakta), указывает причины, приводящие к глазным болезням; среди них – купание в воде, когда глаза подвергаются влиянию сильного жара или яркого солнечного света; напряжение глаз, вызванное рассматриванием далеко расположенных или мелких предметов, нарушение режима сна (дневной сон при ночном бодрствовании)[8].
При «усталости от телесного труда» предлагал ежедневно выполнять упражнения: ходьбу, бег, прыжки, плавание, подводное плавание, стрельбу из лука, борьбу и фактически был одним из первых врачей, назначавших упражнения в качестве лечения с учетом возраста, силы, телосложения пациента, диеты, а также времени года и местности. В то же время он решительно выступал против чрезмерных упражнений, потому что они могут вызвать различные заболевания и расстройства (кровотечения, рвоту, кашель, лихорадку, кахексию и болезнь rajayakshma (соврем. туберкулез)[9]. Это согласуется с современными представлениями о том, что чрезмерная нагрузка подавляет иммунную систему.
Причинами ожирения он считал сидячий образ жизни, переедание, недостаток физических упражнений. Лечение состояло в назначении лекарств и физических упражнений.
Madhumeha (соврем. диабет) оценивал как заболевание мочевыделительной системы, и относил к неизлечимым состояниям. Различал два вида диабета: «вызываемый … в сперме или яйцеклетке» (т.е. обусловленный наследственно) и потому неизлечимый, и обусловленный «нарушениями в питании». Его лечение включало диету и прогулки, занятия спортом (борьбой, верховой ездой). Особым средством лечения диабета считал растение мадхувинашини (лат. Gimnema sylvestre), называя его «убийцей» диабета.
Сушрута был одним из величайших врачей древности, внесших значительный вклад в развитие медицины[10].
Обзор содержания «Сушрута-самхиты».
Это произведение состоит из шести книг, которые включают 184 главы.
«Сутрастхана» (Sūtrasthāna), состоящая из 48 глав, – самая большая по объему книга, она содержит обзор всех тем, изложенных во всех шести книгах.
«Ниданастхана» (Nidānasthāna), включающая 16 глав, посвящена причинам, признакам и диагностике заболеваний.
«Шарирастхана» (Śārīrasthāna), содержащая 10 глав, рассказывает о строении тела.
«Чикитсастхана» (Cikitsasthāna) разделена на 40 глав, в которых детально описаны способы лечения, в первую очередь хирургические.
«Кальпастхана» (Kalpasthāna), в которой всего лишь 8 глав, посвящена токсикологии, отравлениям, укусам змей и насекомых.
«Уттарастхана» (Uttarasthāna) была добавлена к основному тексту позднее, состоит из 66 глав, в 19 из которых раскрыты подробности лечения глазных болезней. Также описано лечение заболеваний горла, носа, ушей и внутренних болезней. В заключении изложены методы лечения психических заболеваний.
Из «Сушрута-самхиты» можно узнать, что помимо сравнительно простых хирургических мероприятий проводились и сложные операции – например, ринопластика, ампутация, удаление опухолей, трансплантация кожи и трепанация черепа. В этой связи особый интерес представляют методы обезболивания, известные в то время в Древней Индии.
В тексте «Сушрута-самхиты» описано использование металлов и минеральных веществ, в том числе золота, серебра, меди, бронзы, олова, свинца, железа и железной ржавчины, для медицинских целей. В качестве наружных лекарств предписываются также ртуть и сера[11].
Самыми известными комментариями к «Сушрута-самхите» считаются трактат Чакрапанидатты (Cakrapaṇidatta) под названием «Бханумати» («Bhānumatī») (XI век)[12] и не сохранившиеся до наших дней труды Джеджджаты (Jejjaṭa) и Чандраты (Candraṭa). Самым же прославленным комментарием считается труд Далханы (Dalhaṇa), составленный в XII веке под названием «Нибандха-санграха» («Nibandhasangraha»)[13].
Имя Сушруты как непревзойденного мастера аюрведы и автора великого медицинского труда было одинаково хорошо известно как на Востоке, так и на Западе. В Древней Греции и среди ученых Средней Азии его труд был известен больше, чем текст «Чарака-самхиты».
[1] Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Письменные источники Аюрведы как основа медицинского образования // Философия образования, № 2 (47), 2013. – с. 224 – 229
[2] Амала Бхакта дас Махабхарата: мистические истории: двадцать уроков мудрости и нравственности / Пер. с англ. – М.: Философская книга, 2002. – 320 с.
[3] Chaturvedi B. K. Garuda Purana. – Diamond Pocket Books (P) Ltd., 2002. – 128 p.
[4] An English translation of the Sushruta Samhita by Kaviraj Kunja Lal Bhishagratna, vol.1. – Calcutta. – 1907. – 571 p.; An English translation of the Sushruta Samhita by Kaviraj Kunja Lal Bhishagratna. Vol. 2. – Calcutta: Published by the author, №10. Kashi Ghose’s Lane. – 1907. – 762 p.
[5] Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Медицинское образование в традиционной аюрведической медицине // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №6. – С.186-190.
[6] Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Индивидуально-типологический (конституциональный) подход к организму и личности в аюрведической медицине // Традиционная медицина. – 2011. – № 3. – С. 60-63.
[7] Sen Gupta. Ayurvedic system of medicine. Concept Publishing Company, 1994. V. 1. – P. VII
[8] Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Профилактика глазных болезней в аюрведической медицине // Традиционная медицина, 2012, № 2 (29). – с. 58 – 61
[9] Пряхина В.Н., Дружинин В.Ю., Суботялов М.А. Представление о туберкулёзе в традиционной Аюрведической медицине (на примере «Чарака-самхиты») // Медицина и образование в Сибири: электронный научный журнал. – 2013. – № 1.
[10] Суботялов М.А., Сорокина Т.С., Дружинин В.Ю. Вклад Сушруты в становление медицинского образования // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 157-159.
[11] Даш Бхагван. Алхимия и применение лекарств на основе металлов в аюрведе. – М.: Саттва, 2001. – с. 25
[12] Sushrut-saÑhitā (Sūtra Sthan) with Bhānumatī Commentary by Chakrapāṇi Datta. Edited by Vaidya Jādavajī Trikamajī Āchārya and Pt. Nandkishor Sharmā Bhishagāchārya. Bombay, 1939. – 478 p.
[13] The Sushrutasamhita of Sushruta with the Nibandhasangraha Commentary of Shri Dalhaṇāchārya. Edited by Jādavji Trikumji Āchārya. – Bombay, 1915. – 785 p.
Источник