Задачи по патофизиологии воспаление с ответами

Задачи по патофизиологии воспаление с ответами thumbnail

Тема 2. Патофизиология клетки. Типовые механизмы нарушений.

Задача 1.

1 .Первичная
альтерация – изменения в ткани под
влиянием самого

патогенного
фактора. Они зависят от силы повреждающего
фактора и

длительности
повреждения. В результате первичной
альтерации из гибнущих

клеток освобождаются
лизосомальные ферменты.

2.Вторичная
альтерация – структурные изменения в
тканях, являющиеся

результатом сдвигов
тканевого обмена в процессе развития
воспаления

воспаления.
Вторичная альтерация охватывает клетки,
межклеточное

вещество и
проявляется в форме различных дистрофий.

3 Фосфолипазы,
выходящие из лизосом, расщепляют
фосфолипиды

клеточных
мембран, в результате
чего
образуется арахидоновая кислота-

предшественннк
простагландинов, являющихся медиаторами
воспаления

4.Лизосомальные
ферменты: эластаза, коллагеназа,
гиалуронидаза, разрушают матрикс
соединительной ткани (коллаген,
эластиновые волокна, гликозаминогликаны),
способствуют инициации образования и
освобождения медиаторов.

5.Причины альтерации
могут быть: механические (разрез, разрыв,
перелом и т.д.); химические (сильные
кислоты, щёлочи); термические (ожоги,
отморожения); микробные (токсины
возбудителей дифтерии, холеры и д.р.).

Тема 3. Патогенез местных расстройств кровообращения. Задача 1.

1. ишемия.

2. вследствие
перераспределения крови.

3. Накопление
жидкости в брюшной полости привело к
сдавлению артериальных сосудов брыжейки,
уменьшению притока крови и развитию
ишемии. Это привело к развитию ацидоза
и накоплению биологически активных
веществ (гистамина и др.), уменьшающих
тонус гладкомышечных клеток сосудистой
стенки.

4. при быстром
извлечении асцитической жидкости резко
уменьшилось давление в брюшной полости,
и в расширенные сосуды брыжейки
устремилась кровь, что привело к
перераспределению крови в организме.

5. постишемическая
артериальная гиперемия.

Тема 4. Патофизиология врожденного иммунитета. Воспаление. Лихорадка Задача 1.

1. лихорадка.

2. пирогены.

3. экзогенные
пирогены (липополисахариды бактерий)
стимулируют возбуждение системы
неспецифического иммунитета и выделение
лейкоцитами эндогенных пирогенов,
действующих на терморегулирующий центр
в гипоталамусе.

4. 3 стадии: повышение
температуры

Стадия плато
Понижение температуры

5. В стадию снижения
температуры при лихорадке теплоотдача
превышает

теплопродукцию.
Теплоотдача усиливается за счет испарения
с поверхности

тела (потоотделение).

Задача 2.

1. Перегревание –
патологический процесс, характеризующийся
положительным тепловым балансом,
повышением температуры оболочки и
сердцевины (ядра) тела без изменения
установочной точки терморегуляции

2. Повышенная
температура воздуха окружающей среды;
Прямое воздействие солнечных лучей или
ИК-излучения от окружающих технических
(металлических) объектов; Мышечная
гиперактивность на фоне ограниченной
теплоотдачи; Ношение непроницаемой для
водяных паров одежды (костюмы химзащиты,
противогазы и пр.)

3. Воздействие
высокой температуры окружающей среды
на покровные ткани, возбуждение тепловых
и реципрокное угнетение активности
холодовых рецепторов оболочки тела,
увеличение скорости импульсации по Аа
и С волокнам в терморегуляторный центр
передней и преоптической областей
гипоталамуса, ответственных, главным
образом, за контроль над охлаждением
организма, торможение терморецепторных
нейронов преоптической зоны гипотатамуса
и ядер симпатоадреналовой системы,
уменьшение содержания КТА, тироксина
в кровотоке и тканях, значительное
падение тонуса резистивных сосудов
покровных тканей, их вазодилятация,
возрастание кровотока в кожных сосудах,
увеличение форсированной теплоотдачи
путем активации потоотделения, излучения,
испарения и конвекции.

4. Влажность кожных
покровов – активация постганглионарных
симпатических холинэргических нейронов,
выброс в окончаниях, иннервирующих
потовые железы АЦХ, стимуляция
М-холинорецепторов железистых клеток.

5. Гиперемия кожных
покровов -вазодилятация поверхностных
сосудов в результате: миопаралитического
действия кининов, простагландинов,
высвобождаемых потовыми железами;
нейрогенной дилятации, вызванной
гистамином, ДОФамином; угнетения
сосудосуживающих симпатических
импульсов. Одышка (тахипное) – альвеолярная
гипервентиляция, вызванная чрезмерной
рефлексогенной афферентной повышением
потребности тканей в О2
с дальнейшем развитием тканевой гипоксии.

Соседние файлы в папке задачи

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Задача 1. Больной К., 30 лет, доставлен в медицинский пункт. Отмечается гиперемия лица; пульс 130 мин-1, АД — 140/90 мм рт. ст. Дыхание частое и поверхностное. Температура тела 39°С. По свидетельству сопровождавшего, пострадавший, ликвидируя аварию, в течение часа работал при температуре около 60°С и высокой влажности воздуха.

  • 1. Какое нарушение теплового баланса имеет место в данном случае?
  • 2. Каковы механизмы учащения пульса при повышении температуры тела?

Эталон ответа

  • 1. У больного наблюдается тепловой удар — острое перегревание организма, поскольку пострадавший работал в течение часа, ликвидируя аварию, при температуре в цеху около 60°С и высокой влажности воздуха.
  • 2. Учащение пульса (частоты сердечных сокращений) следует рассматривать как механизм срочной компенсации недостаточности кровообращения, возникающей вследствие интенсивной физической нагрузки и обильного потения.

Благодаря тахикардии возрастет сердечный выброс (минутный объем крови), определяющий уровень АД. Повышенная температура крови, омывающей синоатриальный узел (водитель ритма сердца), увеличивает скорость медленной деполяризации клеток синоатриального узла, что обусловливает учащение сердечных сокращений. Кроме того, острое перегревание организма — мощный стрессор, активирующий симпатоадреналовую систему, что сопровождается выходом из мозгового вещества надпочечников адреналина, оказывающего на сердечную мышцу положительный хронотропный, инотропный и батомо- троный эффекты.

Задача 2. Водитель в течение суток находился в автомобиле, занесенном снегом. Кожа бледная, дыхание и пульс едва определяются. Артериальное давление 70/40 мм рт. ст., температура тела (ректальная) — 30°С.

  • 1. Какая фаза гипотермии у больного?
  • 2. Каковы механизмы описанных симптомов?
  • 3. Какова первая помощь при переохлаждении организма?

Эталон ответа

  • 1. У водителя наблюдается фаза декомпенсации гипотермии, или переохлаждения, — состояния организма, при котором температура тела падает ниже, чем требуется для поддержания нормального обмена веществ и функционирования.
  • 2. Как известно, при охлаждении повышается активность афферентных волокон от холодовых рецепторов, что стимулирует супраоптическое ядро переднего гипоталамуса: рефлекторная вазоконстрикция снижает приток крови к охлажденной коже. Через гипоталамус запускается серия приспособительных реакций: немедленная через автономную нервную систему; отсроченная с участием эндокринной системы; адаптивный поведенческий ответ; экстрапирамидная стимуляция скелетных мышц и мышечная дрожь.
  • 3. Пострадавшего следует поместить в теплый сухой изолирующий материал. Для уменьшения потери тепла важнее положить что-либо теплое под пациента, чем укрыть его сверху. Массаж холодных конечностей нежелателен из-за возможности усиления периферической вазодилатации. Обеспечить венозный доступ для внутривенного введения подогретых растворов. Пострадавших с тяжелой гипотермией нужно перемещать чрезвычайно осторожно в связи с высокой готовностью миокарда к фибрилляции желудочков. Поскольку гипотермия сопровождается гиповолемией и дегидратацией, пострадавшим показано внутривенное введение коллоидных и кристаллоидных растворов, а также ино- тропных препаратов (небольшие дозы добутамина).
Читайте также:  Как узнать что у тебя воспаление мочевого пузыря

Задача 3. У мальчика 10 лет после длительного пребывания на солнце с непокрытой головой появилось общее возбуждение, гиперемия лица, участился пульс, повысились артериальное давление, температура тела — 39°С.

  • 1. Какое нарушение терморегуляции возникло у мальчика?
  • 2. Чем отличается это нарушение терморегуляции от гипертермии?
  • 3. Каковы механизмы наблюдаемых патологических явлений?
  • 4. Какова первая помощь при этой патологии?

Эталон ответа

  • 1. У мальчика солнечный удар, возникший вследствие длительного воздействия солнечного света на непокрытую поверхность головы.
  • 2. Гипертермия характеризуется определенной фазностью (фаза компенсации и фаза декомпенсации) и нарушением механизмов терморегуляции.
  • 3. При солнечном ударе нарушается не только потоотделение, но и кровообращение: церебральные сосуды расширяются, становятся полнокровными, что выражается головной болью, вялостью, рвотой, а в тяжелых случаях — комой. Под влиянием солнечных лучей и локального повышения температуры кожи головы усиливается дегрануляции тучных клеток с высвобождением и образованием биологически активных веществ, обусловливающих резкую адинамию, шаткую походку, временами обморочные состояния, учащение пульса и дыхания, кровотечение из носа.
  • 4. Рекомендуются следующие меры помощи: перевести или перенести пострадавшего в тень или прохладное помещение с достаточным содержанием кислорода и нормальным уровнем влажности воздуха, освободить от верхней одежды, напоить пострадавшего большим количеством прохладной воды с добавлением сахара, смочить лицо холодной водой, приложить холодный компресс к голове, тело обернуть мокрой простыней или опрыскивать холодной водой, дать понюхать пары нашатырного спирта (с ватки) или раствора аммиака (при замутнении сознания). После перенесенного солнечного удара рекомендуется постельный режим в течение нескольких дней.

Задача 4. Ребенок 14 лет поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Болен в течение двух лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями. Ребенок пониженного питания.

  • 1. Что явилось причиной заболевания?
  • 2. Какие условия способствовали обострению заболевания?

Эталон ответа

  • 1. Причиной заболевания явилось инфицирование коленного сустава микобактериями туберкулеза
  • 2. Обострению туберкулезного гонита способствовало снижение резистентности организма, обусловленное частыми простудными заболеваниями и недостаточным питанием. Ушиб коленного сустава послужил пусковым звеном обострения и клинической манифестации этой хронической инфекции.

Источник

—>³Ï
endstream
endobj
14 0 obj
>stream
H‰¤W¹ŽÛ0íý*³@Äå} ÆA€ )ÒD]B¾°UŠü~8²‚Ö^óq8óޛáó—ïlxý}ø4ž§‰l˜n:0>Œþ¡ƒ0Äف[“UÃôæÿ÷zàÄÓÙÿ9ý9|†áiú«Ym‰U~åôù@(¥~y¤2ÊÕìŸk|ÿYó—¸2íˉ“q%…U`ÂîÀkç[1B… •@ê@þ9EPˆR+ÿ¾ù·h}ÔÍFŠ0UmD–lÈø‹Qå”Ïfœ±ðÃoŒòȑ,AÜ,Å-N)n«Ñ)Vø,êXÑؔˆœ[£ ~Né8Ç4ÀV&ãê-$³@Ëz)‘™5»ege±æ‚J—–J’c#9µ‘ÈG‘ä@~ÀrºRÅóPcÊÂW:püçôµÊW(nÖ,7 Ùꕹ‡#7H®/þ¹Å7HÑðšàêÖVÔà%iò&,§TŽkdõ^FîU¥pÀ”|%pÀ@ÖumPµ/™®. wNáÛ-k«?¶È0+$² ¹­Míç Î®*¨¿†ªÔ±÷]¢‚ñãB …3œGw¸¤ˆ¤ï?n@VÉwXzŸ’m؜÷ TõǪJ¥‚é]ú¦âËÏQáWÅjxÕj˜æv95rí뺺¾^|çT´’V
1VâE{ÊQ;‘”š£øŒ×捓ݎŒè²T˜¾fñ¨)È
=.ö±1&ø}
ª!ºÖÜͦo°¡7õH/]öž¹tͪ®Ù©Ï*×ds›åÞOÓk”mëÒ’Ù…šK¯Ê|ðö¸HBÔu‘=ÔÞÜTW¤¢×œ†›E8ÞqCä6êQÐ0E.geUò€ÓFLjÃUæŸDpŸ½m”(7ȶôbÈnÍVH’xEx1ýÎÉɯëwýp£Þ?çî»tgL÷„÷¡Kjaó=13#«$ñL–ñ”Æ+Õ¢éý¹sS½Mw
f£6/)øž´„Úõ;Šh¦Ã®á‚y9wVÒ¾½GÚu.Ö֝’‘(HD²òQÇ~­|%ú¸¡½C8†”ÚzáÊÝuPƒ»‘TÉ°)íº8ÏÜ’ÈßZQ«.눻­Ûµe:„êAuPOŸ/Hÿ[„Ž“9ìÈ¿°±˜‹û†j:¼ôµÎÿ)®;•@Á$xrÞ[1eéô}6Ís2’ŒÂô®~¸…­«)O¡ÓduKŒÙ(úÆÉÊseã÷
ßC㙮ZšWç7®HܲÑðW€ `Y
endstream
endobj
15 0 obj
>stream
H‰¼W;ŽÛ0í}
•qÉ!‡” ÃiR¥H¥.Hai³E€Ô9TŽË…QCÉ”¶È†k9ß÷æ
_¦ :ÑMoŃï¦Ï—žqŽÝ´®¬û0ý¼ô#ƒ±ë…{Çýß_¦I‡Ã,½vñ… /œM®Üá¥8àƒƒ¶O=؏¼‡S1`Z†cÁ5
¥ÑÁýË7kU/öö3:«÷Ù`Å%ûø>})œH†[¼8’#w¶}äÉ*†’¾ßFØïoöû³ƒ:;ÍќŽõ#83¼p2oK¦Zs’Éô#æ$bµ æe͛‘š7Ïk¦âkg÷u{ÖÖû $ù”K¤~â¼ÖØhû4wdòæ›ËÄ-}¨Ú:ò՚öÖ®ŸˆÇ4³Ž¤ûçU
…çÙ{Uléô‚‡ d@ ¾ç긪ìm•Bx“„
šQj2|¹”JÙ|°±dbk?R^ ã¶Õ¡BWxßxSMrˆJuH[ê¤mŸ§Lá²ÃLŽ~|
êC¨wÑßC´™ËZÇ1@hƒLA«¯œÐišþ9£G҄‘â¡@©)ºZâH19üoÈÇe€ñYˆ= ̺¾té¹nâü#fÅJùÓÌq!™+s’ø-´Áµ7k‰¦$ųò­R•’Á¢v¯Ô^yLøٔ¦ÔoGQû—X*5–ÒÌý¤(T,2
‰Ëá$3rSgí÷X:Cé…]†š#°±ÀHRYMï8ä*EI8G-…]!V‰‰FSV}ÖgZQX-ÍèÖ¨ÌnCU;7gŠjà¦À º)üWD_0íGÕ°¶P7ºK‡V;°*W’ÝXQ¯ºÀŒ}ej©’Úõ‘ú(ªš&÷ãhåÄÍ èÁ0#² þÙ7ÌÊuåGԀG‡7­ä]ûõa’´”[&ð÷HN7Ócìjêæî”ðh÷NhYÂÀ”†RiM ϛWÔJÜã0 0íàضÏ÷•¢Gæ⁲ZËC{QÇå¾~ýR;d³[ÖÞúU#m{šãàÓ1¬K¶4XíROÅÑ­Â8ìIn¢ŒÛØ6÷8µJþÉÁ;áÄÌ-T „ûßqd„ýj€cÝÜf8f»‰êf—í{%’R§¯Æv£~¬Z~ۮ”ނ
Û0fç¦W*ÒPQcªz%ˆëëÝá‚жÝeŒËsR8Š.q:Úêm&w×ADí‚-iÓå/ÝÐÖUÙ
4ÄúÕJ醣W/9Òr÷þÕ¾ºáF}𴘼VcQ4íôR’-cxË¡æ}d¥)(´$pvÿ åçß
endstream
endobj
16 0 obj
>stream
H‰œW»ŽÛ0ìý* â‘˧ CiR¥H¥.HaÉv ÿ߆%%’’B_á³
ù†û˜~Lt¬›^ t´›¾_ìŸår%ݗéÏåcšXxNdxÚJs?¹Qu·/ό-孃øØ¢Q@4eìk¶/…Ÿ—€._9:’Bƒ¯¡RÁm¨Ò…* MsP â!‡§¿b¤Ã( ¸/±gÔ}p°à«Oøø{ú‘En4¿Ø-ʊØw9‡À•Æ—)«2¨³zˆºžÅCØöï²¶•1M•ñõVUc؏ÐH=”¨9ߎÊáAyȈ;ÖÅ¢¥/tQÅdú–~>RЖ-š¹VîÑ^ØÔCÞs$2˜V§9Ҏ†ÜÖªà­Z:5́óyåETD§Ð}K:‹SÊ¥R}4Nâ(Çþ$Ïï%ôvç´Z{¹í{¸Ôœf¶‡­GqÁŽ”XüT9ÜàQû‹0y^?‡T”8ßLFwÌsì±­aÊ˶íÓÈ׃汗Õ8ü!^’&
OÅ$NÀÔL² RǬ®Œ`
ÃH:WƧ·Ó…NäDÔ!^ª…âÍ#g²êB˜—¶$Æ¥½¤3ÊÅâB` §õŒÙí(Š”†}j¡yê8= ›CæJ®ÞÑÛFbV0¯¹Öqžz€µ2z®’$ýWf×O™©“#¯]´

dzÒ
º¢ïrý8ÚÅ8â‡ÏYîjï~hZ{ÍÊ^ChJTäpÊ{>`·ãnßùNKÜ}Ñ~ív¼mmeFF óŠ‹{>™U’¥ˆà­I%w*Ÿ1¡Jüue3‰Òzò½5 Ú:›¹¤Ã!®Ý‚5âŒÇ”ã1ÿ“³„†ø†Ql̲çÅu›Ê-€òH”,¤‹fÎ>(XÑö™IêŸÜþëýÜ·Ô¯ýìM;¶¬Îwp扒Zséæýï[vø¹™Ø¸*œ§’•sm®[=#Dò£g!%•ÇK…a棡>jµ5kÍvu]ìUÎ=æ¬d¿”ë Éå*݉vÔVÙIh]¤µ’ɺÄÓF®Ûg=Ñ|kßBS¯?9¢1AŒ‘ÙôYÓ¶#ºâŽ¦r{³ó—±jƒ¿±3²Ç%¯4’wÇS›À qtk‘9ÁÅÂ͛û§}/oÎ%xO£Xúš=ñ»³Ô
ë¨òì$i¯^ìÍÞeðè`5ÎOXu{½Æ9 edà%hd
Ìhe ¼zUÆ_6¹·”¡C¨ˆÜÍi“Š|ß,„J´Úø‰¢cÓÎÃøt+ézaËDÁ’Ópéu½†8)B×˖¶ã¢º Ay

endstream
endobj
17 0 obj
>stream
H‰´W»nÜ0ìï+T:€Eó±R€¡4©R¤Rg¸Ð}E€Ôù¨|B~.|,%’Òéh)|:ÎîìÌîòišD’ºézbRw¼›¾zÆ97Ýt9=s‰à>Ö}8—ú:N?OOÓ$ã/$2þ„û·º/ñëú@wŒ¾”?e`âw7TÜý=»Ïe/àº%’š­S3têLÿÏ%‚bÛ!h¯ÑkÜèl}2ǖƒý¹:{¡ÈE/)r½wþ ”ï%2¡t׋„”?¡@Œ„WC·VÃcÈJZé;Âè&^B#0ãÞÆ^p¦Ÿ#-v°Áñuú~À÷cÃ虒ž3RtE„!LU“Ñ(œ7dÎjLì›To»6| ÞÕ¡„ï™H¬Æ™ÎØÄf,ÐóûôÀº€ÖKG®!%ñð`RæVyMP| ™-í¶H¦ÛÙź›éðä Ï.Ö ‹C÷”´Â=š”Fé 3”¨È 5)›µšE—²f‰C«!?ר—Äß3J“P±nH¢µá ¹Øܧ§GÍd°z´‚Grͧô·dVQÄ_I•Àô WY:Lù)YŠ›ªôÞ¯³”ªU™¢I˜[×ø>àyQµu3Põ±A“KJ%4Ié$WÌûfvÌüO•Êuhˆ4ùG†ÇFE‚Yۜ´ªmŽ,‡¤ï²k±ü”ÃP—ÂUŸë§zO¹;£ÛõSÓªÚbO(ê«©¾o”²È¶·ÀÈÌñ* 𔲙DFšfuÿSŽŠÉ;G{VYPn]²ÅìàYû„³¶!– mH¿¹ ÕÃ0ëŸ.›nt]èHØʺÈ踑öbg©ÆEsݠѣÛvƒ‡âè¥fbØY$?é³ÚBd¶pï L‰Âé…Txð¹>ì^pF¯t]uŒi«éW¬ÀʳÄÒcö“w»§RŒËYÕ
ñ–S
,J»’–gZmEü-Wٝ6†Lµ­âK¹¶BÓü/Dŗ[­AÕ¶eôù2–ï-~ãôÀ÷Ø8S×®ü’ßcÒ-,ÞTº=Wɐf}U†6ÃÝ|vÖuµÞtî_’Îõ´ƒZò#cÀ=f
Ja¥I¸Ù{32uñO=c ‘×óþµÈ]ls)WS„?ö:Ôli+Û¦‹%·Yu¼X—‰”7¼±2½h»_ô[ÇãxÈ·þ|­“év·n–ÆÄxºˆ^kƱýª´Œˆ3…Šd£D9ÞZá°pÌc
’Wu¡kwg?Gƒ/­³hÜõÓ­Tm̉â¨+Á8êÌ
¸T’ݾ(©ðbùfwíðÿríèµû’À À©
endstream
endobj
18 0 obj
>stream
H‰¼W»²Ó0íó.ƒ…^+Ù3™ÐPQP¹c(û¦`†šâ’YI+[’W¹º¹“Øû8{vÏjørú8²Íð8

o†Ï’ü3žÎšwÃ÷€0úõÂ¥±Â?žÏ
O‡çÄZžsßÃä>¯Áù³Œ+²x.=Iú¡eœsᢹ£³S[NG
@à3·Ü0%Ò¼öœ9=™¹“€yÁ˜¸¶¹i=›Þµê2P”Ow¬ÇîŠÉþÀx«8S²iAâbõ°ô‚%ý5êšÜœÙ‘Òâª;eP0Ǩ2zSƒLŠº8fq«)ª®åŒù«LÛFkg÷[¬Y–B›Aíw¦k+8ÓøŠí®ß‡´o
r0ëÛ=¸Êe¼Æ¼Ö‚YÞ(TáBJŠE­â?%špT±VZ‚è–õÊﬥîo.™û5Ç~™ÔK‚¢‹ NÁ‰w¾CÉz•áÝÐ[¾’Ües_qÐdN†ñߐð²ŒÒÐ8ËMÙy pÜ{”¹Ñ`uˆÓʚ2q©_ñ²!
Ù0U‰îôkd4}Bƹ|ã±/aÆê+âwÄ
Io¶‚õسÁOˆD0
ÅPžv¯1íVµ¦ ¨˜%’$vC¬Î¨‰µ3”჌S¦¾ýWu²¾n:Ñ,¸ç, áçm_ŠË¡†mä.I6E²¯K’ÍfMw:é4ِHÄL-fŒ#ÿûu:
ƒ¥•X† ÚuÌV¯B ka-Þ¼n³hB(„¸kÀp†Š‡Íñ³Â¡Œº¹FõQ^R¸•T®±Ÿ¬g¢¾ åAßß×í ™ƒ°rÅõöÅè÷6qG>»%Ï.Œ¸µÄÅû¨¡p®WñÊù€¥ÌWLÍkÔU0u9l­¼Þ®·}÷ÄÁ†
×3!²á«Þ6|akøn(ö¯­æÁjbÉùríڋ¢N#n:´Îë.¡v¸”µ{¡X5k9ÐÀþ3]*áUóPf[‰·¯8Ëÿ8uIJó,™Öb$™ªž!oÜ8c¿ø1¦S$WŒKt1o^ì%™oNÑ¥/ïƒ3¿Äœ¿Bܸë6_SóV¿ä§§kf5ñ™kìÜewjY{ÙùʛӺ&—™—/‹Öe¥ŽXïÅÅ¥ù}0BAÇqá9áTü-¼¼[¼ÅÑ%ÂώåîGÿ¨̸ïÄjXQ?Iâj{Ÿ.tãGzóG€ ƒž
endstream
endobj
19 0 obj
>stream
H‰¬W9ŽÛ@Ìõ
†2`öÎ} #GŽ™(J
8ö£ü„ýœçä5»p@IА}wUñmžÉ€‡ùq” ä€†ùÛÉ|¬§óûðeþuz›gìÏAr|A„¯“?Ϗžë‡Hxh„·†Íãb53fó-ÍEJsåy,­Õpl­’h•‹sݼu¡ÂoUZ§[P»ÆGŠ€a>Œ8ƍím?.ÁâÕÇìb·×m1¶‡hb mqÓHÀýeî“|ú9ÏÜs ô8·”šŠ©Ç{§.¥¦`T¿(X2Š£ÑØìëfØß®#OjÇ@à?!yg–…Bó|©ÛAQxêüµ¶—MÖy6«®ü®î¶¡ü4ø÷
pÿ5M@ÝS›c*æœOTŒæžzãn®GµO¡r—u²#Q€I¼¢SܚfïaPøo-¥å Ë=:ªïæMÚÂéÌú#‹@ùo~OÅÝó,?0äBìا EWfEE=Ü&í“qN—ã¤(Ñ54®œò“iAÑÀyM›¶”ùñµÝ8¨Ä±JƒÒ¬x”:à ¯Ý˜‡‚m#o{mq 4Ù¨MÇÿœÎ0¸ôF
‡”;¨²& ª°[Å¿`ž|x+ßÙLCӋc¨c)*z¯¢Š›n’ÜŸK;ךD£ÅÔݹ$’ÈÂí·¨»Îªéýû„àÌã÷T2Ç®ëdQÏ´y·RW0gðü_Ÿ7&’„M$ò‘NDbGÙ-M¼‡8ïß[”ÀH±C€¬·û8îMbû»vƜ¡™RàëӜXöÍö›ˆLLèĘ5­.´YX»¦¿_@á§t›
œÆú,isx$†8öìQׇ¡Y!t0µS(˜—ÇKʁë,Í҈»åÙW‡y.–:{£CE!TNÐÌí»nÃ¬ÃµN¤Zˆ. N̈ÂÐÀ4´n•½%ÛÚ5″
Ü! `››6ÞøA]`ùH€¹aF¹@¬z#q?Õ³¼1KRN1«µé ÙåéÒÊà´gø7ãš…)›Á/YÂØH$ fñŒ!xs4aȼLq~Yœ4J›
³ªÛ­ÝŽ2+”)­_™Xwƒ1ÉÂËßÒÞ7.¹dsÆTX6àuý~c ^LK¦J>‡öøT’áÉËpöprIíßZÏ}ê|)ô§+jiÈ_IC’gc–#Ø3Áõì6RļŠˆðVFÖ
qÏРœLI|~&Ýc5‹Ìå¦q—Úd`ÐvÄø%µYÓRõ2£Ýû´!
*K’ºrJuµ½Àþši“µžV¢ÒÞ°Q­:½„˜òㆠï‚
endstream
endobj
20 0 obj
>stream
H‰´W¹®Û0ìý* Úð¦N“*E*u)lù¹:¿Kš‡,Ñ@^!ȇ4îÎÎ.Ã§ù÷áëóý Zd˜¿F Äþ²N„ A˜¼¦ì]Möó⾟Ë,¼ÈÁ>îß$î­cË׃¸ÊØËá2Â4
w¥×°¥‘=àŽ4‘ˆ.ߑµÆË1¿¹{.xø)lܑÐ%£Âƒ›{g‘Ý©kˆƒg*íýŽl]LL¹„€Io2ªêV¾’Èz>z*ò»”?ËI«½Ò•‹Ë—Š—RYtüêGøVŒŒƒšä0Ò&˅6]jî%>©»¸›·Iм£–m/Û¹–u’ÚM´ Ÿ‚ ýýº)ÝKЏj¦¸¸¾´1¡ÀyáómY.k²Ði«ÔS8эL€QjaU¸¬ªL²á“»’OìSñš‹ê2 G5bjxW¼n™á-µ²º“‘* ‰é‚˜4·þ  ·ny ´«B¼°*’ºÃ?£,£½Ê±öU“äi³öÉ`S?ڋœk0Ó &+]gfóŸu¥½ßV=ô,û螁žR‰þšüw7=—Mq¦86½½Ž!Ÿ¶Ø¸zÑ&ÖK!!…åwÏú0C)©Ú0(ÛÞ³X±Œ”ÿ©±—mnWðO¬N38å©YŽÔ™Ê_g*ÁU¨M
W!þÿHM´ R—͟³ºà²çV·È #•ŒQ !º}&ûvúÍDÔ×3Ç¢ilœ4DL›|öj&Ù½Bðç·Sæ ±ÍÝÎ#¥À¼œG>[ª‹ª¿#Q–ÕF҃Áùb¥MÙá¤_pºš|BÞñ»|„PÇòQµà¢ íºƒbµ}Ešûß°‘†½[ß2do`Ñ1B+hb­EW8°ìê~æ͑à*óšieZ­ẁ”t æ“[K̽X9‡PÛÜúëBç*rÜÈÚâ»ÏǵK]›ñõÙDýBðx–X-¼ý$ݘ éžÊÓá0Nµ4kLԚÕNsژ̹>2.Z’Bö&â¥ú™nŠ¯#!ƒùh_Zðpˈ5óÅZW‰‹Âõ®9HÑa±z=ňÒõúçÎ2>²ÆÒ¹cÉàFŠ-!QiÝMLZ{kúøijG©L“Öt8MÖ6¥{íîáõ’3¹”FaÁGÛrNëƒê˂p± b¨9‹.¼’$’zVŠ>Ugf’~·±—Åݧ‰Â§pø’À _D
endstream
endobj
21 0 obj
>stream
H‰¬W;Û0Þó+eAº´Kgo‡—Üy(Ðÿ¿VoS²c+i7¸¸!)ò{P¯Ó$:ÞMó AÕ±nú~²ÿÜN/ݗé÷éušxx”¾ÆØèþǙ ucGû¨øyµ´ß¿ÛÏùČMñ{—@Æ.¾Ç€Æ>”$ÕªŽr?8©^¤à×Pµú´Ï!IðÞkS&’`°¹MCjÓGz
ýi0~§ë“]$øZg x:ÉLæ°T€Ò{1{0v=Oýç¾ò·s,óãÒsÃy™…ŸA>Aøζê×ô³ìÕ؞pâðUz¶b’º:’&§Ë¡äúUWÄA›VTeøšØgòçà;VÖ·6KU?©zÕgIxK/½‚ÑýÅ.
øك¨D‡ Þ&®˜¢kž¸zA@Wî|åâóU|±Ÿuv*½}X’¥rPՂ…œê¦?aj¼HÐÛ’’ØDݞŠCèWTœqÉU+¼Ø;O/ŒQ q¡¡Nâ®äÜÕÛxWæp؎üWÄpYtwN…y­‘çÀ~¯1I1o~ÚµÆ(l֘‚9ï±ÝÉ®6”-Z¬;ƒÀÚEM×3fkê[œòVêӑ&3ññ…&S©GÉڄ²á{ÎîÁt[9{á.à3ôB‚´± _8Ä´Xé㪽UDÒAí¦ª·)«Q[B̀Ol%ŸŠV¥ÇE„=ž1BªÚ„¬2Ž-’šá*”70ÆÕËçD-‘ÚzQHÛ5>¸°ÍŠ¬
ö âL¨áÍ¿””.rÞæ^‰w²€Ü-¾V”ËÊ2OBkǏauÔ+s°8®KÏܸ.æ{œ’qÄFBéåÛ
ùD1?º|6¾°ÕÖ°ürIðž+’¡Yá„âa”R·¢R«™iÒãÿEÃGçRsÑÎEí’’[à5ĵÈE”!ÛÖjW
ñ¸céõüÈvmRºÈĖ¬/j†±ºKݖE4;Ò*ø0°%·ª+çqÐ钶A¶4Á.§l³k©Õä‚ÃsΔ
“Yȶæî^íþ[j~=ð½ÖÝ÷q‡RÌ™Ìiåá²@Óîêjòæ–VËè„^}ÝÇÀœ‰HD´93ÄzƒCt˱ž¿šä­‰0Õ3X¤þ¬zQZнfküÁ‚”`l_TsÐt/Ðåôj¹è±Ü(9«+’=ïäú‚XË^ÛÞ¼¹„>e´$ϏéÔý` tÞÐ
endstream
endobj
22 0 obj
>stream
hÞj““ØÀÀÕ` Á@`‚PRù_ìÿÿÿ„aÐ
U¡Ø
endstream
endobj
23 0 obj
>stream
hÞÜ{ xTÕù÷{ι÷Î$aH@fÂd€„„ Ȅ,‚$ìIDöM$
bU,E1€ Rª€V„ÊDÚmÑ¿ZÿîÖ*hm]pß ÷ûsï
ðiÛïùžçcøÝ÷ìë{Þ÷=KˆQ-$AY¥#3³[Ž.ŸŒ§€ê‰óæú³Ÿ bí‰ïL©™:ëÏw@÷÷DF÷©Wß8å]öÒ4¢‘_UM›&ú(„ü½¦! þó„ùD±éð§L›5÷WZ–õ>üeD=Ç]={âx­Ë[ÑDæÀ_=kü¯jZ¥ ÿJ¤÷]3~Öäu};

Источник

ТЕМА 9. ВОСПАЛЕНИЕ

ЦЕЛЬ

•  Разобрать этиологию, патогенез и исходы воспаления.

•  Изучить сосудистые, тканевые и общие изменения в организме при развитии воспаления на примере экспериментальных моделей.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

•  Что такое воспаление?

•  Какие теории воспаления существуют?

•  Что служит причиной воспаления?

•  Как можно представить общую схему воспаления (рис. 9.1)?

•  Что такое альтерация? Какие причины вызывают первичную и вторичную альтерацию?


 Как объяснить физико-химические изменения (нарушение обмена
веществ, гиперосмию, гиперонкию, гиперионию) в очаге воспаления (рис.
9.2)?

•  Какую роль играет медиаторное звено в патогенезе воспаления?

•  Как классифицируют медиаторы воспаления по происхождению?

•  Каковы источники и эффекты основных групп медиаторов?

Читайте также:  Как быстро тержинан снимает воспаление

•  Какие расстройства микроциркуляции развиваются в очаге воспаления?

•  Что такое экссудация? На какой стадии сосудистой реакции она начинается?

•  При участии каких факторов развивается экссудация?

•  Что такое экссудат, и чем он отличается от транссудата?

•  Какие виды экссудатов выявляют в очаге воспаления?


 Какими отличительными особенностями характеризуют серозный,
фибринозный, гнойный, гнилостный, геморрагический и смешанный экссудаты?

•  Что такое эмиграция лейкоцитов? В чем заключается ее биологическое значение?

Рис. 9.1. Патогенез воспаления

Как
развивается феномен краевого стояния лейкоцитов? Какова природа
хемоаттрактантов и их роль в явлении хемотаксиса? В какой
последовательности и почему происходит выход различных форм лейкоцитов
из крови в очаг воспаления? Какую роль играет фагоцитоз при воспалении?
Как осуществляется и регулируется процесс клеточной пролиферации при
воспалении?

Каковы
механизмы развития местных признаков воспаления (припухлость, боль,
краснота, жар, нарушение функций)? Как объяснить патогенез общих
проявлений воспаления? Каковы общие закономерности развития хронического
воспаления? Чем принципиально отличаются пути запуска острого и
хронического воспаления?

В чем заключается роль нервной, эндокринной и иммунной систем в патогенезе воспаления?

Какие формы воспаления выделяют в зависимости от реактивности организма?

Рис. 9.2. Физико-химические нарушения в очаге воспаления

•  Как классифицируют воспаление по характеру сосудисто-тканевых реакций и течению процесса?

•  Каковы клинические исходы воспаления?

•  Каково биологическое значение воспалительного процесса для организма?

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПРИ САМОПОДГОТОВКЕ

9-1. Верно утверждение:

1) воспаление – защитная реакция;

2) воспаление – местный процесс;

3) воспаление – общая реакция организма на местное повреждение.

9-2. Воспаление возникает:

1) при действии медиаторов;

2) при действии флогогенов;

3) при действии пирогенов.

9-3. К местным признакам воспаления относят:

1) красноту;

2) лихорадку;

3) припухлость;

4) боль;

5) жар;

6) лейкоцитоз;

7) нарушение функций.

A. 1, 2, 4, 6, 7. Б. 1, 3, 4, 5, 6.

B. 1, 3, 4, 5, 7.

9-4. К общим симптомам воспаления относят:

1) лихорадку;

2) тромбоз;

3) лейкоцитоз;

4) гипопротеинемию;

5) увеличение СОЭ;

6) интоксикацию.

A. 1, 3, 5, 6. Б. 1, 2, 4, 6.

B. 1, 3, 4, 6.

9-5. Физико-химические проявления в очаге воспаления включают:

1) алкалоз;

2) гиперонкию;

3) гипертермию;

4) гиперосмию;

5) ацидоз.

A. 1, 4, 5. Б. 2, 4, 5.

B. 2, 3, 5.

9-6. Источники клеточных предсуществующих медиаторов:

1) моноциты;

2) гранулоциты;

3) эритроциты;

4) холинергические нейроны;

5) тромбоциты.

A. 1, 3, 4, 5. Б. 1, 2, 3, 5.

B. 1, 2, 4, 5.

9-7. К гуморальным медиаторам воспаления относят:

1) эйкозаноиды;

2) брадикинин;

3) простагландины;

4) фибринопептиды;

5) активные формы кислорода.

A. 2, 4. Б. 1, 3.

B. 3, 5.

9-8. Свойствами хемоаттрактантов обладают:

1) метаболиты арахидоновой кислоты;

2) лизоцим;

3) фрагменты комплемента;

4) ацетилхолин;

5) бактериальные пептиды.

A. 1, 2, 5. Б. 1, 3, 5.

B. 2, 3, 4.

9-9. Изменения микроциркуляции в очаге воспаления развиваются в следующей последовательности:

1) венозная гиперемия;

2) ишемия;

3) стаз;

4) артериальная гиперемия.

A. 1, 3, 2, 4. Б. 2, 1, 4, 3.

B. 2, 4, 1, 3.

9-10. Развитию экссудации способствуют:

1) повышение онкотического давления крови;

2) повышение онкотического давления в очаге воспаления;

3) повышение проницаемости сосудистой стенки;

4) снижение осмотического давления межклеточной жидкости;

5) повышение давления в венозном конце капилляров и венул.

A. 1, 3, 5. Б. 3, 4, 5.

B. 2, 3, 5.

9-11. Интоксикация при воспалении обусловлена:

1) простагландинами;

2) лимфокинами;

3) продуктами альтерации;

4) токсинами микроорганизмов.

A. 2, 4. Б. 1, 3.

B. 3, 4.

9-12. Провоспалительным действием обладают:

1) глюкокортикоиды;

2) минералокортикоиды.

9-13. Развитие хронического воспаления обеспечено:

1) нарушением микроциркуляции;

2) скоплением активированных макрофагов;

3) раневым очищением;

4) альтерацией.

9-14. К исходам воспаления относят:

1) образование рубца;

2) лихорадку;

3) гибель организма;

4) полное восстановление структуры и функции;

5) венозную гиперемию.

A. 1, 2, 4. Б. 1, 3, 4.

B. 2, 3, 5.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Часть I. Примеры экспериментального моделирования воспаления

Модель 1. Сосудистая реакция при воспалении на брыжейке лягушки (опыт Конгейма)

Условия эксперимента. Лягушку обездвиживают путем разрушения спинного мозга и помещают на дощечку брюшком вниз так, чтобы ее

правый бок в средней
его трети находился около отверстия. Ножницами послойно разрезают кожу,
мышцы и брюшину на правой боковой поверхности живота. Из вскрытой
брюшной полости осторожно, не травмируя внутренностей, извлекают петлю
тонкой кишки, брыжейку которой расправляют над отверстием в дощечке.
Кишку располагают по краю отверстия и фиксируют булавками, вколотыми под
углом, чтобы не мешать движению объектива микроскопа. При малом
увеличении рассматривают исходное кровообращение сосудов брыжейки. Через
10-15 мин брыжейка подсыхает, и развивается воспаление.

Наблюдают за фазами сосудистой реакции и краевым стоянием лейкоцитов.

Модель 2. Сосудистые изменения при воспалении на языке лягушки

Условия эксперимента. Обездвиженную
лягушку помещают на дощечку брюшком вниз, головой к отверстию. Пинцетом
открывают лягушке пасть, фиксируют ее нижнюю челюсть у уголков рта
булавками. Верхнюю челюсть лягушки подпирают головкой булавки, вколотой в
дощечку под углом. Глазным пинцетом захватывают край языка и
расправляют, слегка растягивая его над отверстием дощечки до формы
шестиугольника. Булавки, фиксирующие язык, вкалывают наклонно, чтобы не
мешать движению объектива микроскопа. Приготовленный препарат помещают
под микроскоп и при малом увеличении рассматривают кровообращение. После
этого край языка прижигают небольшим кристалликом азотнокислого
серебра. Развивается воспаление.

Отмечают сосудистые изменения в участке повреждения и окружающих тканях.

Вопросы

Читайте также:  Как пить бисептол при воспалении зуба

 Какие фазы сосудистой реакции наблюдаются при воспалении?

•  Каковы механизм развития сосудистой реакции и ее патогенетическое значение?

•  Чем характеризуется «краевое стояние лейкоцитов»?

•  Каков механизм повышения проницаемости сосудов при воспалении?

Модель 3. Общие изменения в организме при наличии очага воспаления

Условия эксперимента. Работу проводят на двух крысах. Одна крыса (? 1) – интактная, у другой (? 2) предварительно (за 2-3 дня до

опыта)
вызывают воспаление введением 50% раствора скипидара в подкожную
клетчатку. Кровь для анализа берут из хвостовой вены. Определяют СОЭ,
общее количество лейкоцитов, и подсчитывают лейкоцитарную формулу.
Результаты заносят в табл. 9.1.

Таблица 9.1. Результаты наблюдений

Вопросы

•  Каков механизм повышения СОЭ при воспалении?

•  Чем обусловлено развитие лейкоцитоза при воспалении?

Часть II. Решение ситуационных задач

Задача 9-1. У
больного после подкожной инъекции появились краснота, боль,
припухлость. На 7-е сутки припухлость увеличилась. При пальпации в этом
участке определяется флюктуация (табл. 9.2).

Таблица 9.2. Картина крови

При
этом выделилось 10 мл зеленоватой жидкости, удельный вес которой
составляет 2,0; содержание белка – 0,7 г/л, число клеток – 7000 в 1 мкл
(преимущественно нейтрофилы), рН – 5,3.

Какой
патологический процесс развился у больного? Каков механизм местных
проявлений этого процесса? Какие механизмы обусловливают общие изменения
в организме?

Задача 9-2. Больной жалуется на
слабость, потерю аппетита, сухость во рту, частый стул со слизью и
примесью крови. Температура тела – 38 °С. При ректороманоскопии
слизистая оболочка прямой кишки отечна, гиперемирована (табл. 9.3).

Таблица 9.3. Картина крови

Какой
патологический процесс развился у больного? Как объяснить патогенез
развивающихся изменений? Какое лечение необходимо больному?

Задача 9-3. При пункции плевральной полости больного в извлеченной жидкости обнаружено следующее:

■ содержание белка – более 0,3 г/л;

■ количество лейкоцитов – 4х109/л;

■ удельный вес – 1,020;

■ рН – 6,5.

Что
представляет извлеченная жидкость: транссудат или экссудат? Каковы
основные отличия механизмов развития экссудации и транссудации?

Задача 9-4. Машиной
скорой помощи в 16.00 в стационар доставлена больная с жалобами на
слабость, тошноту, боли в правой подвздошной области. Температура тела –
37,8 °С. Через 5 ч температура тела – 38,9 °С. Язык сухой, обложен
сероватым налетом. При пальпации определена резкая болезненность в
правой подвздошной области (табл. 9.4).

Какой
патологический процесс имеет место у больной? Каковы механизмы описанных
симптомов? Чем объяснить развитие лихорадки? Какие виды терапии
необходимы в данном случае?

Таблица 9.4. Картина крови

Задача 9-5. У больного после пункции брюшной полости в асцитической жидкости было обнаружено следующее:

■ содержание белка – менее 0,3 г/л;

■ количество лейкоцитов – 1,5х109/л;

■ удельный вес – 1,008;

■ рН – 7,5.

Что представляет исследуемая жидкость: экссудат или транссудат? Каковы механизмы развития экссудации и транссудации?

Задача 9-6. Больной
А., 73 года, обратился к врачу с жалобами на слабость, одышку при
физической нагрузке, кашель со скудным отделением слизистой мокроты.
Температура тела – 37,2 °С. Больному сделали общий анализ крови. Через
месяц мокрота приобрела желтовато-зеленоватый цвет и неприятный запах.
Температура тела – 37,9 °С. Проведен повторный анализ крови (табл. 9.5).

Таблица 9.5. Картина крови

Какой
патологический процесс развился у больного? Какие механизмы лежат в
основе общих проявлений этого процесса? Как объяснить ухудшение общего
состояния больного? Какое лечение нужно назначить больному?

Задача 9-7. Больная
К., 20 лет, жалуется на боль при глотании, головную боль, слабость,
повышенную потливость и повышение температуры тела до 38,8 °С. Пульс –
98 в минуту, частота дыхательных движений – 26 в минуту (табл. 9.6).

Таблица 9.6. Картина крови

Какой
патологический процесс имеет место у больной? Какие механизмы лежат в
основе местных и общих проявлений? Какую патогенетическую терапию
следует провести больной?

Задача 9-8. Больная
Б., 27 лет, кормящая мать. Через 3 нед после родов появились боли в
области левой груди, кормление этой грудью стало болезненным. На 3-й
день заболевания появился озноб, температура тела – 39 °С, усилилась
боль в пораженной железе. Объективно: в больной железе пальпируется
плотное образование с неясными границами, размером 5х5 см, резко
болезненное при пальпации. Отмечаются покраснение кожи над образованием,
расширение подкожных венозных сосудов в области железы, увеличение
регионарных лимфатических узлов. Общее количество лейкоцитов – 12,4х109/л, СОЭ – 35 мм/ч.

Какой
патологический процесс развился у больной? Каковы механизмы выявленных
клинических симптомов? Какие лечебные мероприятия необходимы в данном
случае?

Задача 9-9. Больной С., 15 лет,
обратился к врачу с жалобами на боль пульсирующего характера в области
верхней губы, общую слабость, головную боль, повышение температуры тела
до 37,5 °С. Общее количество лейкоцитов – 12х109/л, СОЭ – 18
мм/ч. Объективно: верхняя губа отечна, прощупывается плотный инфильтрат,
кожа над которым красная по периферии и синюшная (цианоз) в центре.

Какой
типовой патологический процесс развился у больного? Каковы механизмы
выявленных нарушений? Как объяснить неодинаковую окраску кожи в
пораженной области и пульсирующий характер боли? Какое лечение нужно
назначить больному?

Источник